У детей спектр отклонений в психическом развитии широк. ЗПР описывало в своих трудах много врачей, но одним из выдающихся исследований остается классификация этой патологии по Лебединской. Именно она выделила 4 разновидности отклонений, подробно описав каждую из них.
Что такое ЗПР
Аббревиатура ЗПР расшифровывается как задержка психического развития. Она является самой распространенной формой отклонения психики от нормы в детском возрасте. Проявляется эта патология в дошкольном периоде или у ребенка в начальной школе. Критический возраст – от 7 до 10 лет. Именно в этот промежуток при помощи диагностики можно подтвердить или опровергнуть диагноз.
По мере взросления к ребенку предъявляется все больше требований со стороны общества, родителей, педагогов. Если для выполнения многих поручений, заданий и иных обязательств у человека недостает интеллектуальных возможностей, то стоит обратиться за помощью к врачу.
ЗПР по Лебединской (классификация, предложенная этим исследователем, нашла признание среди психиатров) основывается на этиопатогенетическом принципе. Выдающийся детский психиатр разработала методы диагностики. Ее научные труды используются и в современной психиатрии.
В медицинской сфере ЗПР вычисляют по следующим проявлениям:
- В познавательной сфере есть нарушения.
- Темпы психического развития медленные.
- Личность не обладает зрелостью.
Для детей дошкольного возраста признаки наличия ЗПР будут следующими:
- Психическое развитие или его отдельные функции отходят от нормальных показателей.
- Интеллект не соответствует возрасту: есть задержка в его развитии.
- Эмоционально-волевая сфера дошкольника имеет стойкие нарушения.
- Базовые знания малы.
Все это позволяет определить ЗПР к группе пограничных форм с недостатком интеллекта. Чаще всего патология обладает тенденцией к обратимому развитию. Этому способствует обучение в специальных учреждениях. Врачи и педагоги, посредством исследования и практической деятельности, подтверждают: диагноз не относится к клиническим.
Психические функции можно восстановить, если проблему вовремя обнаружить и принять все необходимые меры для ее устранения. Поэтому важно, с раннего возраста ребенка, уделять время его обучению, развитию. Этому способствуют программы дошкольного образования. В них описаны все критерии нормального развития в соответствии с возрастом. Следуя программе обучения, многих проблем с формированием интеллекта получится избежать.
Виды
ЗПР по Лебединской, классификация и диагностика, появились в результате долгого исследования. Клара Самойловна была ученицей Сухаревой Г. Е., основательницы детской психиатрии в СССР. В своих работах Лебединская отталкивалась от исследований своего педагога, которая относила ЗПР к клинике инфантилизма.
Он, в свою очередь, подразделялся на следующие виды:
1 | 2 | 3 |
Инфантилизм, сочетающийся с гипофизарным субнанизмом и гипогенитализмом. | Инфантилизм органический с наиболее простыми эмоциями и заторможенным мышлением. | Инфантилизм, сопровождающийся грубыми отклонениями в волевой и эмоциональной сферах. |
Лебединская К. С. в основу классификации ЗПР положила этиологический принцип. Исходя из этого, психолог выделила 4 варианта. Однако в клинико-психологической структуре каждого из них находится сочетание эмоциональной незрелости (отсылка к работам Сухаревой) и интеллектуальной сферы.
Конституционального происхождения
Основу конституционального происхождения составляют 3 вида инфантилизма:
- Психофизический.
- Психический.
- Гармонический.
Инфантильная психика в большинстве случаев сочетается с таким же типом телосложения: детская пластичность мышления и моторики. Социальная адаптация и поведение ребенка страдают от незрелости эмоциональной и волевой сфер. Характерной чертой этого явления считается небольшой сбой в развитии личности на физическом и психическом уровнях.
Все это – признаки гармонического психофизического инфантилизма. Пример этой патологии можно увидеть на ребенке, который по росту, а также по физическому развитию не дотягивает до сверстников. Отставание во времени – 1,5-2 года.
Таких детей легко вычислить по следующим признакам:
- Мимика очень живая.
- Движения быстрые и порывистые.
- Жестикуляция выразительная.
Для таких детей на первом плане стоит игра. Они могут развлекаться долгое время и не уставать от этого, даже если деятельность сопряжена с большой подвижностью. Однако как только такому ребенку поручить выполнение какой-либо учебной работы, утомляемость наступает за короткий срок. Это особенно заметно, если ребятам дают однообразные задания.
Ребенок быстро теряет интерес к работе. Если же она требует сосредоточенности, внимания и много времени на выполнение, то малыш любым образом пытается отказаться от нее. Поэтому если чтение или рисование для ребенка становятся непреодолимы, то это повод насторожиться.
Все действия, при которых нужно умственное напряжение, требуют от ребенка больших мыслительных затрат, которыми он чаще всего не обладает. Слабая способность мыслительных процессов ограничивает потенциал таких детей.
Ребенок, развивающийся планомерно, к 6-у или 7-у году жизни уже может контролировать свое поведение и способен завершить поручения (по возрасту). Он хорошо понимает взрослых и может проявить силу воли для выполнения поставленных ему задач.
Но вот дети, обладающие чертами инфантилизма, не испытывают критического мышления к своей персоне. Их поведение несамостоятельно. Они легко отказываются от выполнения заданий, а во время учебной деятельности могут и вовсе находиться в состоянии отрешенности.
Разные пустяки выводят таких детей из душевного равновесия. Плач может проявиться в любой момент, хотя причину его появления взрослый не всегда видит или понимает. В то же время такой ребенок легко переключает внимание на то действие либо вещь, которое нравится. Те жизненные ситуации, которые приносят в их внутренний мир расстройства или неприятности могут быть вытеснены фантазиями, вымыслами.
Соматогенного происхождения
ЗПР по Лебединской (классификация основана на трудах в том числе и других психиатров) включает в себя разновидность патологии, вызванной отклонениями в физическом здоровье.
Соматогенная задержка развития объясняет эмоциональную незрелость следующими факторами:
- Наличием хронических заболеваний.
- Сбоем в работе эндокринной системы.
- Пороками сердечного развития.
Активные формы деятельности тормозятся из-за следующих причин:
Психическая астения | Эмоциональная лабильность: колебания настроения, раздражительность. |
Хроническая физическая астения | Болезненное состояние.
Утомляемость наступает даже после выполнения простых ежедневных обязанностей. Активность организма практически постоянно понижена. Усталость остается после сна. |
Все это влечет изменения в развитии личности: появляется неуверенность в собственных силах, робость и боязливость. Эти и многие иные негативные отклонения при формировании индивидуальных качеств обусловлены ограничениями и запретами, которыми огражден ослабленный ребенок. Не только проявление заболевания сказываются на развитии малыша, но и гиперопека, вызывающая искусственный инфантилизм.
Психогенного происхождения
ЗПР по Лебединской имеет и психогенное происхождение. В классификации исследовательница называет это еще психогенно обусловленным инфантилизмом. Связывают это явление с плохими условиями воспитания ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Как известно, личность формируется под влиянием внешнего окружения. Когда в раннем возрасте на психику ребенка длительно воздействует какой-либо травмирующий фактор, то в нервно-психической сфере ребенка возникают стойкие сдвиги. Это обуславливает патологический онтогенез личности. Так, формирование патологического развития ребенка с ЗПР происходит иногда в условиях безнадзорного поведения. Такой внешний мир способствует возникновению психической неустойчивости.
Ее характерными чертами являются:
- Отсутствие ответственности или чувства долга перед окружающими людьми.
- Импульсивность поступков и высказываний.
- Отсутствие ограничений в желаниях и эмоциях.
Однако не только отсутствие контроля со стороны взрослых влечет развитие такой патологии. В зоне риска находятся и семьи с гиперопекой. Например, если один ребенок окружен повышенной заботой двоих родителей. При гиперопеке у малыша в дальнейшем также проявляется психогенная задержка развития эмоциональной сферы. Ее симптомы будут состоять из эгоцентрических установок. Например, волевое усилие будет отсутствовать. Также не будет и желания трудиться (обучаться).
При гиперопеке у ребенка пропадает самостоятельность. Все его порывы в преодолении трудностей будут задавлены родительской опекой. Так, у дошкольника будет отсутствовать желание побороть даже малейшие трудности.
Из-за такого негативного влияния на личность у нее начинает развиваться эгоизм. Эта черта характера будет помехой в жизни ребенка. Так, адаптация в группе дошкольного учреждения будет проходить с трудностями. Противопоставляя себя другим детям, ребенок будет конфликтовать со сверстниками. Частые перепалки и ссоры приведут к развитию нервозного состояния.
К психотравмирующим условиям в семье относят авторитарность, сопряженную с грубостью, жестоким отношением к ребенку со стороны взрослых. Находясь в таком положении, развитие малыша носит невротический характер.
ЗПР в этом случае проявляется в следующем:
- Боязливости.
- Отсутствие самостоятельности.
- Робости.
- Безынициативности.
Психогенное происхождение ЗПР основывается на отношениях в семье, которые отклонены от нормы. Повышенная забота, отсутствие контроля либо жестокая авторитарность неизменно приведут к патологиям в развитии ребенка. Единственное, что будет иметь различие – это проявление отклонений. Если при гиперопеке ребенок становится эгоистом, то в авторитарной семье он теряет чувство уверенности, а робость и боязливость становятся его характерными чертами.
Церебрально-органического генеза
ЗПР в церебрально-органической форме может возникнуть в результате:
- Получения травмы нервной системы.
- Интоксикации плода в утробе матери.
- Наличие патологии у эмбриона.
- Получение травмы во время родов.
Важно отметить, что любая патология (психотравма), влияющая на появления ЗПР при церебрально-органическом происхождении должна была иметь место в период беременности или в первые годы жизни ребенка.
Набор расстройств в структуре ЗПР церебрально-органического генеза, свидетельствующих о повреждении нервной системы:
- Неврозоподобные состояния (наличие фобий и страхов, низкий тонус, заикание, эмоциональная возбудимость, слабость, энурез, нервные тики, приступы плаксивости).
- Адаптико-адинамические черты.
- Церебрастенические расстройства.
- Энцефалопатические проявления.
- Психопатоподобные симптомы.
- Эпилептиформные признаки.
Незрелость эмоционально-волевой сферы представлена органическим инфантилизмом. Его проявления видны по эмоциям, в которых отсутствует яркость и живость. Они примитивны и однообразны. Над учебными интересами преобладают игровые. В то же время, даже любимая деятельность проходит без проявления творчества. Такая скудность обусловлена слабостью воображения. Органический инфантилизм имеет свои особенности в клинико-психологической картине.
Так, он связан с преобладающим фоном настроения:
- У детей с повышенной эйфорией в настроении преобладают психомоторная расторможенность и импульсивность. В поведении присутствует непосредственность и жизнерадостность. Характерной чертой является отсутствие волевого усилия при выполнении систематических заданий. В учебной деятельности такие дети проявляют непоседливость. Они не подчиняются порядку. Если взрослый просит их изменить манеру поведения, то ребенок легко даст обещание, но потом же его и нарушит. При этом такие дети открыты и честны. Они легко признаются в том, что игра для них интереснее, чем занятие.
- Дети, чье настроение в основном понижено и подавлено, склонны к робости. Их часто одолевают страхи, развивается боязливость. Церебрастенические расстройства в сочетании с эмоциональным фоном подавляют развитие самостоятельности и активности. Из-за этого отсутствует инициативность. Игровая деятельность импонирует им больше, чем учебная.
Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения отличаются замедленным развитием возрастных фаз. Так, формирование двигательной функции наступает позднее, чем у сверстников. Речь также отстает в развитии. Все эти отклонения легко заметить в дошкольном возрасте, когда формирование личности идет более активно.
Вместе с этим, отмечают и расстройства познавательной деятельности. Они обусловлены нарушением высших функций психики, повышенной утомляемостью. Есть и вполне физические патологии. Так, у детей часто недостаточно сформированы отдельные подкорковые либо корковые функции.
Проявляются они в нарушениях:
- Пространственного синтеза.
- Сенсорной и моторной стороны речи.
- Зрительного, слухового либо тактильного восприятия.
Условно, ЗПР церебрально-органического происхождения делят на 2 группы. В первую входят дети с преобладанием характеристик органического инфантилизма. Во вторую – ребята, имеющие нарушения в познавательной деятельности. Для них характерны не только незрелые черты личности, но и наличие повреждений нервной системы.
Лебединская разрабатывала свою классификацию ЗПР, основываясь на личном опыте работы. По основам ее наработок создано немало теорий. Новизна критериев оценки этой патологии способствовала высокой популярности исследования врача. Даже в XXI в. ее научные труды остаются актуальными и востребованными.
Видео о ЗПР по Лебединской
Как отличить задержки психического развития от умственной отсталости: